3 posts tagged

Прибой Э024С

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

/core.php, line 2
Error 2: Use of undefined constant k - assumed 'k' (this will throw an Error in a future version of PHP)

Эквалайзер Прибой Э024С. Инструкция и схема.

В предыдущей статье я делал краткий обзор этого эквалайзера, а также пообещал в скором времени выложить его инструкцию и схемы.
Итак, ссылки:

Прибой Э024С руководство по эксплуатации

Руководство по эксплуатации:
Эквалайзер Прибой Э024С. Руководство по эксплуатации

Прибой Э024С схема

Схемы:
Эквалайзер Прибой Э024С. Схемы

Эквалайзер Прибой Э024С. Обзор.

В прошлый раз я описывал процесс настройки АЧХ аудиосистемы, настройку я делал при помощи эквалайзера советского производства – Прибой Э024С. На мой взгляд, это лучший из всех эквалайзеров, которые выпускались в те времена.

эквалайзер Прибой Э024С

Его корпус высокий, это удобно при оперативной настройке. Все кнопки и переключатели расположены снизу, разбиты на несколько групп: селектор входов, выходов, записи, а также управление псевдо/объемстерео. У эквалайзера есть свой генератор звуковых частот, включается кнопкой “генератор” на передней панели слева. Есть два режима работы с генератором (кнопка “Автомат/Ручной”): в одном случае генератор сам через равные промежутки времени будет изменять частоту (шагами, от 31,5 до 16000 Гц соответственно), в другом – это можно будет делать самостоятельно при помощи кнопки “Шаг”.

При первом взгляде на эквалайзер в глаза бросается еще один элемент, находящийся на передней панели. Это блок схема коммуникации эквалайзера.

эквалайзер Прибой Э024С

Это интересный и весьма удобный атрибут устройства, в режиме реального времени можно увидеть активные входы и выходы, включен ли какой-либо обход или канал. Активные элементы подсвечивались светодиодами очень ярко, но этот эквалайзер немного доработан так, что свет в блок схеме не ярче, чем нужно.

Прибой Э024С изнутри

Начинка сабжа аккуратно подогнана под размеры корпуса, огромное количество проводов заплетено в жгуты, это вполне стандартно для техники советского производства. Монтаж на схемах совсем не плотный, особенно на самой нижней плате, где находятся переключатели. Трансформатор питания защищен металлическим кожухом.

Прибой Э024С дискретные регуляторы

Прибой Э024С дискретный регулятор

Несомненным плюс – это дискретные регуляторы. Ранее я писал про усилитель Одиссей у-010, там я вкратце рассказал про их достоинства.
В инструкции сказано про содержание драгоценных металлов в эквалайзере: золото, серебро, родий, палладий. Скорее всего именно они входят в состав сплавов, из которых сделаны регуляторы, благодаря этому они не окисляются и служат очень долго. Даже после большого периода времени, во время которого эквалайзер бездействовал, при регулировке не возникает типичного “шуршания”.

Прибой Э024С задняя панель

На задней панели можно увидеть 4 выхода и 5 входов. Дабы не заблудиться, соответствующие активные каналы будут подсвечиваться на блок-схеме спереди. Небольшим минусом все же является то, что все гнезда старого образца – пятиштырьковые DIN. Подходящие кабели приходится паять самому, у меня это сложностей не вызывает, посмотреть распиновку контактов можно или в инструкции к эквалайзеру (выложу ее в следующей статье) или на википедии.
Еще один минус – это здоровенная тугая кнопка питания спереди. Если эквалайзер стоит на полированной гладкой поверхности, то при нажатии на эту кнопку он скорее всего уедет назад. Лечится это по всей видимости или приклеиванием нескользящих прокладок к ножкам или заменой выключателя.

Больше серьезных минусов я не обнаружил, во всем остальном эквалайзер удобен и очень даже функционален. Если хочется неплохое устройство за не особо большие деньги, то это именно то, что нужно. Поскольку подобные устройства не выпускаются уже очень давно, то рассматриваются только б/у варианты, цены на которые намного ниже новых импортных продуктов. Сложность будет лишь в выборе не сильно убитого временем и эксплуатацией эквалайзера, а также непосредственно в его поиске ;)

Настройка АЧХ домашней аудиосистемы

Вроде как «идеального звучания» не бывает. Разве что более качественная звукопередача записи. Например, виниловые пластинки популярны и сегодня, особенно среди «аудиофилов», несмотря на то, что практически вся музыка, которую мы где-либо слышим сегодня, проходила цифровую обработку.

Сама же аудиосистема также имеет свои интересные характеристики, и сегодня я расскажу про АЧХ.
АЧХ (Амплитудно-частотная характеристика) – это зависимость звукового давления, создающегося устройством воспроизведения, от частоты, обычно изображается в виде графика и поставляется в паспорте на колонки/наушники производителем. Иными словами – от АЧХ устройства зависит “слышимость” отдельных инструментов, “четкость” звука. К примеру, после прослушивания одной песни на дешевых наушниках вы пришли к товарищу с музыкальным центром и, услышав ту же самую песню, ощутили более ярко цокающие ударные тарелки, или, скажем, наоборот ощутили какую-то нехватку бас гитары и бас бочки.

Подстройка АЧХ аудиосистемы будет заключаться в выравнивании звукового давления (в децибелах) для всего воспроизводимого диапазона частот.

Конечно же, для этого в домашней аудиосистеме должен быть эквалайзер. В принципе, если аудиосистема подключена к ПК, то для настройки можно использовать и софтовый эквалайзер аудиокарты, но обычно полос там мало, да и работают они достаточно странно.
Я буду использовать 14-ти полосный графический эквалайзер Прибой Э024С советского производства.
Пожалуй, позже я напишу про него более подробно, он это заслужил.

Итак, что нам еще понадобится для измерения и настройки? Естественно, нужен измерительный микрофон.
Я использовал микрофон Behringer ECM8000:

Behringer ECM8000

Behringer ECM8000

Можно использовать и другие обычные микрофоны, вот только если ИХ собственная АЧХ будет не особо линейной, то есть не ровной, то можно получить неправильный результат.

Разумеется, подключать микрофон сразу к звуковой карте ПК будет не особо хорошим решением, лучше сначала усилить сигнал от микрофона предварительным усилителем и только после этого слушать его линейным входом (обычно синее гнездо) ПК.
Также как и микрофон, предусилитель должен иметь ровную линейную АЧХ.
Отличным вариантом будет гибридный усилитель ART Tube MP Di Box:

ART Tube MP Di Box спереди

ART Tube MP Di Box сзади

Еще нам понадобится микрофонный кабель с разъемами XLR, а также кабель для подключения предусилителя к звуковой карте ПК, к примеру, вот такой кабель:

Кабель TRS - RCA

Или, что более вероятно, кабель с разъемами TRS 6,3 – TRS 3,5 (Более известный как мини джек).
Также неплохо иметь штатив для микрофона.

Малый микрофонный штатив

Хотелось бы подчеркнуть, что важно “разъединение” пола и микрофона, например, штатив можно поставить на что-то мягкое. В противном случае микрофон будет собирать все звуки с пола – хлопки дверями, шаги соседей. Помимо этого во время проведения измерений желательно закрыть двери и окна в комнате, опять таки, микрофон будет собирать и звуки с улицы – хлопки дверями машин, разговоры прохожих, шум от автомобилей.

Измерительный микрофон с предусилителем

Измерительный инструмент готов к работе. Так как эквалайзер двухканальный, настраивать каналы нужно по очереди, сначала один, потом другой.
Во время измерений микрофон должен находиться примерно на месте слушателя и смотреть прямо на колонку. Первоначальное положение регуляторов эквалайзера – линейное, на усилителе, разумеется, тоже нужно выставить все как можно более линейно – на своем усилителе я включил кнопку обхода его эквалайзера (2-х полосного) и полностью отключил Loundness (Тонкомпенсация):

Прибой э024с и Yamaha A-520

Самое время сказать про софт. Для измерений мы будем использовать программу SpectraLab. Весьма любопытная программка, предназначенная главным образом для изучения звуковых сигналов. В настройках необходимо указать устройство воспроизведения и устройство записи (Options -> Device.. ).
Теперь нужно включить генератор сигнала (Utilities -> Signal Generator..). Нужен сигнал Pink Noise, он же “розовый шум”. Подходит именно он потому что на всем диапазоне частот он имеет одинаковую мощность сигнала – как раз то, что нам и нужно. Выбираем из списка Pink Noise, жмем Run. Теперь, конечно же, нужно запустить сам анализатор (Кнопка Run вверху слева). Теперь, если все было собрано и настроено правильно, можно увидеть бегающий график в спектроанализаторе.

График АЧХ в SpectraLab

Можно заметить “горб” на частоте около 120 Гц – среднестатистическая резонансная частота комнаты, из-за которой от мощных аудиосистем при воспроизведении звука в комнате появляется сильный гул, порою вплоть до появления дребезга стекол в окне.
Вот именно такие неприятные моменты и призвана устранить настройка, то есть выравнивание АЧХ аудиосистемы.

Что ж, теперь задача такова – плавно передвигая регуляторы на эквалайзере постепенно нужно выправить эти горбы и ямы, ужимая график сверху и снизу в как можно более узкую полосу. Скажу, что на самом деле эта задача не такая уж и простая. Получаться будет не сразу, нужно аккуратно улавливать момент, когда нужно остановиться.

Прибой э024с и Yamaha A-520

График АЧХ в SpectraLab

Если появляется не особо понятное аномальное поведение графика, особенно на низких частотах, лучше еще раз проверить, сильно ли ловит помехи микрофон, по возможности устранить эти помехи или подождать, пока у соседа закончит работать стиральная машина ;)
Само расположение регуляторов на эквалайзере в итоге будет получаться у каждого свое. Большую роль играет помещение: чем покрыты стены, много ли мебели. После проведения описанной настройки, воспроизводимый колонками звук должен стать более похожим на оригинальный. Также это должно помочь избавиться от резонансов с помещением.
Главное, что нужно помнить, это то, что идеального звучания не бывает ;)